- В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
- Начнут гладью, а кончат гадью...
- Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?
Об истории создания «Мертвых душ» литературоведы до сих пор слагают легенды. Говорят, что сюжет прозаической поэмы подсказал Гоголю Александр Пушкин. Когда поэт пребывал в ссылке, он услышал рассказ о том, что в городе Бендеры с момента присоединения к России никто не умирает, кроме военных. Оказалось, что беглые крестьяне, попадавшие в этот город, подделывали документы, называя себя именами умерших крестьян. Гоголь подхватил сюжет, развив его в сатирический роман, известный каждому.
Главным героем произведения стал Павел Иванович Чичиков, бывший коллежский советник, который выдает себя за помещика. Гоголь покрыл этого персонажа пеленой тайны, даже его внешность описана без особых характеристик: «ни толстый, ни худой, ни слишком стар, ни слишком молод». Такое описание героя говорит читателю о том, что он лицемер, который надевает маску под стать своему собеседнику. Стоит вспомнить, как этот хитрец вел себя с Маниловым и как он стал абсолютно другим человеком, общаясь с Коробочкой.
Известно, что по происхождению Чичиков — бедный дворянин. Будущий скупщик «мертвых душ», числящихся при переписи «живыми», рос и воспитывался в простой крестьянской избе, а талант манипулятора и спекулянта появился у него с раннего возраста. Попав в уездный город «N», он тут же втирается в доверие к каждому помещику, и читатель, идя с ним бок о бок видит сатирическое исполнение описанной эпохи, все больше погружаясь в повествование.
Изначально «Мертвые души» должны были состоять из трех томов: Ад, Чистилище и Рай. Ад — повествование о Чичикове и мертвых душах мы все знаем, Второй том Гоголь, к сожалению, сжег. А к третьему так и не приступил. Неизвестно, как изменилось бы лицо русской литературы, допиши Гоголь свои творения. Но Чичиков в любом случае остается интересным персонажем, предтечей Остапа Бендера. И дух авантюризма, присущий персонажам русской литературы берет начало именно с него.