«У меня сегодня много дела: надо память до конца убить. Надо, чтобы душа окаменела. Надо снова научиться жить». Она пережила две революции, две войны, смерть самых близких и дорогих людей. Ее стихи запрещали, книги не издавались, но она все равно вошла в историю как самая выдающаяся поэтесса Серебряного века. Анна Ахматова — бриллиант русской поэзии ХХ века.
Ее автобиографическая поэма «Реквием», посвящённая жертвам репрессий, написанная в 1940 году, впервые была опубликована лишь в 1963 году в Мюнхене, а в СССР только в 1987 году. Так долго шло творение Анны к читателю. Сама идея «Реквиема» появилась, когда сына Ахматовой арестовали, и она с другими матерями ходила в тюрьму «Кресты», пытаясь добиться с ним встречи. Одна из женщин спросила ее, сможет ли она описать этот ужас. И Анна написала свою гениальную поэму.
«Реквием» она не записывала. Будучи женой и матерью врагов народа, она находилась под пристальным наблюдением НКДВ. И за этот текст ее могли расстрелять без суда и следствия. Она пронесла эти строки в памяти через два инфаркта. И по воспоминаниям ее друзей, одиннадцать человек знали поэму наизусть, что позволило в 1963 году восстановить весь текст.
Она дружила с Амедио Модильяни, который создал уникальный портрет русской поэтессы, и их эпистолярный роман имел сильное влияние на ее творчество. Браки, семья, политический строй все это уходило на второй план, когда Анна погружалась в мир поэзии. Она не любила, когда ее называли поэтессой. Только слово «Поэт» и никак иначе. Сложные перипетии жизни Анны Ахматовой, пройдя сквозь сито ее невероятного таланта, помогла ей создать действительно выдающиеся стихи, которые могут вдохновить, рассказать, прояснить, какой была жизнь русской интеллигенции на стыке времен. Трагичной и беспощадной.